8класс

Часть 1 Страница 188, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева

Часть 1 Страница 188

часть 1 страница 188 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год
часть 1 страница 188 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 188 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 188 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год

Страница 188

1. В чём заключался историзм Пушкина? В чём разница подхода А. С. Пушкина к пугачёвскому восстанию.

Историзм А. С. Пушкина заключается в том, что он воспринимал историю как что-то личное, интимное, видел, что его жизнь встроена в исторический процесс. В судьбах людей поэт замечал отражение истории, закономерности развития страны, а главное — большие народные движения. Пушкина всегда интересовало, как и почему происходят народные волнения, хотел подсветить с их помощью необходимость перемен в общественном устройстве.

2. 

Цитатный план статьи.

• Историзм – важная черта творчества А.С. Пушкина.

• Историю Пушкин воспринимает как нечто личное. Судьба человека и историческое движение взаимосвязаны, выбор человека определяет историю, а история оказывает влияние на этого человека.

• В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересует само восстание, а не его предводители и организаторы, образ этого восстания в сердцах людей.

• Повесть «Капитанская дочка» пронизана историческими деталями, которые создают атмосферу того времени, исторический колорит.

• Герои повести «включились в большое историческое движение». Оно влияет на их судьбы и их выбор. Гринев, как и любой дворянин того времени, отказался служить Пугачеву, а вот Швабрин, присягнувший Пугачеву, скорее, исключение. Его прототип, Шванвич, оказался в плену поневоле, а Швабрин стал предателем по собственной воле.

• Перед автором стояли разные задачи. В «Истории Пугачевского бунта» он изучает крестьянское движение, саму историю, указывает необходимость преобразований. А в «Капитанской дочке» главным становится образ Емельяна Пугачева. Автор размышляет над тем, как достичь единства нации и примирить противоречия. Дворянин и его враг находят общий язык, что для Пушкина особенно важно.

3. 

* Отношение Пушкина к герою в этих двух трудах отличается. В «Истории Пугачевского бунта» мы видим Пугачева в хронике событий народного восстания, перечисление его действий. От момента, когда он вел дерзкие речи, казался сумасшедшим и наивным в своих обещаниях собрать большое войско и всем платить золотом – до настоящего народного вождя. Образ в историческом труде видится более приземленным, он обусловлен жизнью Пугачева, средой и фактом росшего недовольства народа. Большое внимание Пушкин уделяет зарисовкам о том, как реагировали на Пугачева люди из народа. Ведь он действительно сумел собрать вокруг себя большие массы людей. При этом его последователи часто оказывались и предателями. Но в целом народ относился к нему с благоговением, все его знали, имя передавали из уст в уста, встречали с хлебом-солью и образами. Возможно, и из-за страха, который он вызывал. «Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство» – говорил Пугачев на суде. И эта фраза объясняет, почему подобный деятель мог появиться.

В «Капитанской дочке» образ Пугачева во многом романтизирован. М. Цветаева в своей работе «Пушкин и Пугачев» писала, что над историческим трудом работал прозаик, а над художественным – поэт, которому и не нужно было знать обо всем, что делал Пугачев, чтобы воссоздать дух эпохи. С помощью художественных деталей Пушкин создал более объемный и яркий образ бунтовщика. Поэтому в «Капитанской дочке» Пугачев становится не просто преступником и нарушителем государственных устоев, здесь он человек с характером и принципами, способный на человечность, помнящий доброту и умеющий помогать, видящий важность своей роли. И пусть и там, и там казнь несогласных дворян выглядит ужасно, но Пугачева из «Капитанской дочки» уже проще понять – он ведет свою борьбу ради улучшения жизни народа. К сожалению, без жертв это сделать невозможно. Здесь Пугачев ярче показывает мотивы и причины этой борьбы. При этом оба произведения построены на фактических архивных материалах, стремятся к максимальной достоверности и хорошо дополняют друг друга.

«Слушаем актерское чтение»

1. 

Юрий Васильев читает главу «Вожатый» очень выразительно, выделяя интонационно фигуру этого самого вожатого, в котором Гринев потом узнает Пугачева. Сначала он держится как простой мужик, а затем является во сне Петру Гриневу в виде умирающего отца. Актер читает эпизод со сном более эмоционально, стремясь передать предчувствие чего-то непоправимого. Петр чувствует ужас от кровавых картин и непонимание, почему встреченный им мужик всех убивает. После этого Петр внимательнее присмотрелся к мужику, вслушался в странный разговор вожатого и хозяина постоялого двора. Актер сделал логические ударения на речи этого человека, показывая, что встреча с ним не случайна.

2. Какие новые впечатления о героях повести появились у вас после прослушивания актёрского чтения?

У меня появились новые впечатления от прослушивания аудио, потому что здесь добавлены звуковые эффекты и есть актерская игра. Удивительно: книга написана почти двести лет назад, а язык все равно очень понятный, только местами встречаются старинные слова, но и с ними смысл ясен. Звуковые эффекты (звуки вьюги, ветра, звон колокольчика от езды на лошадях, зловещая музыка) усиливают впечатление.

3. Изменилось ли у вас отношение к героям и их поступкам?

В целом мое отношение к героям и поступкам не изменилось, просто стало легче представить себе события и то, как вожатый говорил, какие интонации были в его речи. Актеру хорошо удалось передать хитрость вожатого, то, что он не обычный человек. В «зашифрованном» разговоре с хозяином постоялого двора мужик показал даже свою власть, приказав не совершать каких-то действий, «заткнув топор за пояс» (Гринев не понял, каких именно).

4. Как настраивает музыка на восприятие бурана, как передаёт особое, тревожное состояние героев?

Музыка помогает погрузиться в атмосферу происходящего. Она тревожная, неспокойная, будоражащая. Вообще звуковое сопровождение помогает проникнуться текстом повести.

5. 

Когда вожатый ведет разговор с хозяином постоялого двора, темп чтеца меняется на более медленный. Будто на всех словах он делает акцент, желая показать, что это не просто шутки-прибаутки да поговорки, за ними скрыт какой-то смысл. Так оно и есть. Петр понимает, что это воровской секретный разговор, но смысл ускользает от него.

6. 

При чтении актером первого и второго отрывка у слушателей могут сложиться разные впечатления. Если поначалу характер описания будничный, и служба Гринева кажется спокойным, даже скучным занятием, то постепенно появляется ощущение серьезности. Герой отправляется на службу, и ему приходится взрослеть «на ходу», сразу же погружаясь в новые для себя обстоятельства. И постепенно служба Петра перестает казаться «игрушечной». Чтец хорошо передает это настроение.

7. 

При чтении главы «Сирота» настроение чтеца меняется. Он с помощью интонацией вызывает сострадание к судьбе девушки. Местами начинает ускорять темп, словно хочет быстрее помочь Маше Мироновой, на глазах которой сначала погибли родители, а потом ее силой удерживал Швабрин. Также хорошо передана атмосфера доверительного честного общения, которое сложилось между Пугачевым и Гриневым.

Сообщить об ошибке
Закрыть