8класс

Часть 2 Страница 265, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева

Часть 2 Страница 265

часть 2 страница 265 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год
часть 2 страница 265 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 265 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 265 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 265 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 265 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 265 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 265 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 265 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год

Страница 265

1. Рассказ этот про предательство, отказ от родного отца, но настроение после его прочтения остаётся светлое, хотя и печальное. Почему?

Рассказ В. Шаламова «Апостол Павел» – о предательстве, отказе от родного отца. Однако после его прочтения остается светлое, хоть и печальное ощущение – потому что заключенный Адам Фризоргер никогда не узнает о том, что дочь от него отказалась. Герой рассказа был другом Фризоргера, и он, со свойственной ему добротой и деликатностью, не мог допустить, чтобы извещение об отказе попало в руки старого священника. Он знал, как важна для старика связь с дочерью – видел, как тот подолгу смотрит на старую потрепанную фотографию, гладит ее, бережет. Чтобы она совсем не истрепалась, он обклеил ее края цветной бумагой. Если бы

Фризоргер узнал, что дочь от него отказалась, это стало бы для него крахом, ужасным потрясением. Ведь мысли о дочери, воспоминания о близком человеке поддерживали его в лагере. Он думал, что у него есть семья, пусть в ней только одна дочь и он (жена умерла).

Видя, как Фризоргер корил себя за то, что забыл историю апостола Павла, его друг мог представить, как он начнет себя винить за поступок дочери. В том-то и дело: он не стал бы упрекать дочь, он бы стал казнить себя. Нет, не должно было это официальное извещение попасть в руки старого священника. Не должно было попасть и письмо.

И очень приятно осознавать, что солагерники проявили милосердие, решив не давать Фризоргеру ни то, ни другое, а просто сожгли документ и письмо в печке. В этом поступке много доброты, сочувствия и заботы. Пусть старик тешит себя мыслью, что дочь просто не знает адреса, поэтому не пишет. Пусть думает, что его письма не доходят до нее. Пусть доживает спокойно.

2. «Фризоргера любила вся разведка...» Почему? Какими качествами характера он располагал окружающих людей к себе?

«Фризоргера любила вся разведка... » – пишет Шаламов в рассказе. Этот человек умел располагать к себе людей с помощью таких черт характера, как

• умение гасить конфликты спокойными реакциями;

• доброта, дружелюбие, мирный характер;

• немногословность, молчаливость;

• отсутствие притворства в речи и поведении;

• участие только в разговорах на религиозные темы (их было мало);

• восторженность, отчасти детские реакции;

• трудолюбие, старательность (делал большой стол начальнику почти полгода);

• высокие нравственные требования к себе и милосердие к другим (видно в эпизоде с забытыми именами двенадцати апостолов; в оправдывающем отношении к дочери);

• отсутствие высокомерия и предвзятого отношения (легко принимает правоту своего друга, хотя тот и не священник).

Вот что писал об этом В. Шаламов:

«Я думаю, что в этом была заслуга Фризоргера, ибо не было человека мирнее его. Он никого не оскорблял, говорил мало».

3. «Это слёзы стыда...». Почему пастор так горько переживал свою ошибку?

«Это слезы стыда...» – сказал пастор, осознавая свою ошибку, когда назвал Павла в числе двенадцати апостолов. 

Он горько переживал эту ошибку, даже называл ее грехом, потому что вера составляла нравственную основу его жизни. Всю сознательную жизнь был пастором, направлял людей, давал им разъяснения, учил евангельским истинам. А тут вдруг перепутал имена: назвал Павла, а Варфоломея забыл. И человек, который не был большим специалистом в Евангелии, заметил эту неточность. Конечно, Фризоргер воспринял это не просто как оплошность, а как серьезный проступок – как будто он начал утрачивать веру и знания о ней. Для него это было ужасным событием. Чтобы не терять веру и не сбиваться с пути истинного, он  и так постоянно молился, а теперь ему надо было еще и отмаливать грех.

«Я не мог, не должен был забывать такие вещи. Это грех, большой грех. Мне, Адаму Фризоргеру, указывает на мою непростительную ошибку чужой человек. Нет, нет, вы ни в чем не виноваты – это я сам, это мой грех. Но это хорошо, что вы поправили меня. Все будет хорошо».

В конце концов Адам Фризоргер воспринял это «исправление ошибки» как хороший знак, ведь он больше не допустил бы ее.

4. С какой целью Фризоргер вслух предположил, что дочь ему не пишет, потому что не знает адреса, ведь на его письмах был обратный адрес?

Фризоргер вслух предположил, что дочь ему не пишет из-за того, что не знает адреса, хотя на его письмах был обратный адрес. Он сделал это с целью оправдать поступок дочери, ее молчание. Возможно, отчасти это был самообман – ему хотелось верить в то, что дочь все еще любит его, помнит, ждет, просто у нее нет возможности написать. Так пастору было легче переносить тяготы лагерной жизни и разлуку с дочерью. 

Однако, зная Адама Фризоргера, логичнее предположить, что он прежде всего оправдывает дочь, мысленно находит причины, почему она не может ответить на письма.

Думаю, он даже представить не мог, что дочь не пишет сознательно, специально. Не мог он представить и того, что дочь от него откажется. Для него связь никогда не разрывалась, для него она – такая же постоянная вещь, как фотография дочки в кармане.

5. Как характеризуют рассказчика его действия после прочтения заявления дочери пастора?

После прочтения заявления дочери пастора, рассказчик решает, что его надо сжечь и ни в коем случае не показывать Фризоргеру. Это заявление могло бы уничтожить старика морально. Ведь он ни в чем не был виноват перед дочерью, его заключение – результат преследования священников и всех, кто был причастен к религии. Фризоргер пострадал за веру, он не убийца, не злодей. Трудно представить, что он мог обидеть дочь какими-либо действиями, и поэтому она отреклась от отца. Нет, она отказалась от него, чтобы спасти себя. И ее можно понять, она хотела жить. Но все же старику-пастору этого знать было не нужно, это его разрушило бы.

Действия рассказчика характеризуют его как доброго, милосердного человека, которому не все равно, как дальше сложится судьба его друга, Адама Фризоргера. Думаю, это очень хороший поступок.

6. Работа в группе, обсуждение с одноклассниками. Можно ли считать поступок рассказчика и Рязанова нравственным, ведь они совершили обман?

Если смотреть на ситуацию со стороны читателей, которые сами не были там, то можно поднять вопрос о нравственности. Рассказчик и еще один заключенный, у которого был доступ к почте, увидели, что Фризоргеру пришло официальное заявление от дочери – об отказе от родственной связи. И они решили не показывать его старому пастору, сжечь письмо. 

Казалось бы, это плохой поступок, ведь они обманули пастора. Правда считается одной из важных ценностей в межличностных отношениях. Дочка честно отказалась, сокамерник честно отдал бы заявление и письмо – что же в этом плохого? Но дело в то, что и рассказчик, и Рязанов знали ситуацию изнутри. Они знали мирного добросердечного пастора. Они также знали, что это такое – быть заключенным и не иметь никаких связей с родными. Они были или могли себя представить в его шкуре. Очень больно, когда ты много лет находишься в заключении, в ужасных условиях, да еще и лишаешься самого дорогого – греющих душу воспоминаний, общей памяти или простого знания, что где-то тебя ждет родная душа.

«Я думал о другом: для чего пересылать отцу-арестанту такие заявления? Есть ли это вид своеобразного садизма, вроде практиковавшихся извещений родственникам о мнимой смерти заключенного, или просто желание выполнить все по закону?»

Рассказчик понимал, что отказ дочери убьет старика или морально раздавит. Он видел, как много значит для него дочь – пастор постоянно смотрел на ее фотографию, рассказал о дочке сокамернику, оправдывал молчание дочери. Разве нужна была ему в этот момент правда, что дочь от него отказалась? Нет. Это убийственная правда, похуже расстрела. Поэтому я и считаю поступок рассказчика нравственным. Я вижу в нем человеколюбие, доброту, сострадание к нелегкой судьбе старика, который, по сути, остался один на всем свете. Я бы поступил(а) точно так же.

7. Что личное авторское, автобиографическое, сказалось в образе рассказчика в «Апостоле Павле»?

В рассказе Варлама Шаламова «Апостол Павел» в образе рассказчика много личного, автобиографического – автор описал свой опыт. Он провел 16 лет в лагерях, 2 последних года из них – в ссылке (1937 – 1953). Более того, он сам пострадал за то, что когда-то скрыл свое социальное происхождение: он родился в семье священника, с которыми в те годы боролись как с «врагами народа».

«Апостол Павел» – первый рассказ из цикла «Колымские рассказы», все они автобиографичны и посвящены узникам Севвостлага. Написаны после заключения, в 1954-1973 годах. Повествование в рассказах выстроено по принципу документального свидетельства. Это значит, что все описанное реально происходило, а приемы художественной выразительности касаются только стиля, манеры писать.

ПРОЕКТ

Доклад-исследование

«Евангельские мотивы в рассказе Варлама Шаламова 

«Апостол Павел»

1. Тема веры в творчестве писателя.

Первым в цикле «Колымские рассказы» В. Т. Шаламова стал рассказ «Апостол Павел», посвященный теме предательства, отречения от отца. В этом рассказе, как и во всем цикле, как и в целом в творчестве Шаламова, можно проследить евангельские мотивы, которые несут особый нравственный подтекст.

Сам Варлам Тихонович Шаламов, хоть и происходил из семьи священника, не был религиозным. Возможно, это была его своеобразная защита от опасного образа мыслей, которая могла привести к гибели. В годы сталинских репрессий вера искоренялась, священники погибали в лагерях, да и сам он оказался наказан за «сокрытие социального происхождения». В результате он чувствовал отчуждение от религии, однако библейские и евангельские мотивы постоянно присутствовали в его творчестве. Так он постигал мир, так пытался разглядеть и разгадать феномен веры. Он замечал проявления веры и хотел понять, что она дает верующим и чего нет у атеистов. А может, это разделение на верующих и неверующих вообще условно, и все равны перед лицом испытаний и смерти? В любом случае, взгляд писателя на людей всегда был внимательным, дружелюбным и честным. Он видел перед собой прежде всего души людей, а уж потом их принадлежность к каким-либо группам.

2. Название рассказа и главная тема.

Рассказ называется «Апостол Павел», и такое название выбрано не случайно. По сути, это тема разговора главного героя (рассказчика) и пастора Адама Фризоргера, его сокамерника. Как-то раз они беседовали об апостолах, и этот обрусевший немецкий пастор ошибся, упомянув Павла в качестве одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Главный герой не преминул исправить ошибку пастора, сообщив все, что знает по этой теме:

«Я, который со всей самоуверенностью невежды считал всегда апостола Павла действительным создателем христианской религии, ее основным теоретическим вождем, знал немного биографию этого апостола и не упустил случая поправить Фризоргера».

Пастор смиренно принял это уточнение от «невежды», но был очень расстроен. Он посчитал эту оплошность грехом. Ему стыдно было, что он позабыл столь важный факт. Он, духовное лицо, человек, который сам должен вести и обучать людей, ошибся в важных христианских основах.

Что характерно, первоначально апостол Павел был тем человеком, который принимал участие в гонениях на первых христиан. Он был фарисеем, то есть принадлежал к религиозно-политической партии, которая считала только себя вправе толковать главные индейские законы и нравственные принципы. И конечно, фарисеи не принимали учение Иисуса. Позже Павел ослеп, был исцелен и проникся вероучением Христа, стал одним из тех, кто заложил основы христианства. Хоть он и не принадлежал ни к двенадцати, ни к семидесяти апостолам, он до сих пор считается одним из самых почитаемых святых.

3. Апостол Павел и отношения с «отцом».

В рассказе тему апостола Павла можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, она перекликается с темой детско-родительских отношений самого пастора Адама Фризоргера. Его дочь отказалась от него, признав врагом народа, и этот ужасный факт солагерники скрыли от него. В какой-то степени апостол Павел тоже изначально отказывался от «отца небесного», а потом принял его. Возможно, дочь пастора, оказавшаяся от родителя, тоже когда-нибудь осознает свою неправоту и изменит свое отношение к отцу.

С другой стороны, это и отношение самого Варламова к теме религии и веры, к теме «отказа от отца», от следования его вероучению. Будучи атеистом, писатель с большим уважением относился к верующим людям, восхищался их стойкостью и мужеством. И он так или иначе возвращался к евангельским и библейским мотивам в своем творчестве. Если бы эта тема не была для него важной, он бы ее не поднимал вовсе. Но Варламов исследовал, постигал, анализировал. Его интересовала тема верующих и неверующих, спасаемых и погибающих.

Если осмелиться пойти в выводах еще дальше, то можно провести параллель со словами, который сам апостол Павел говорил в своем «Первом послании к Коринфянам»: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (Глава I, деяния 17,18; Рим 1,16). Апостол Павел говорил о спасительной силе веры, о стойкости, которую она дает. Тем же занимался в лагере и пастор-столяр Адам Фризоргер – он беседовал с людьми о боге, нес свет спасения. Шаламов пытается осмыслить, возможно ли такое спасение для людей в лагере.

4. Тема отречения от отца в рассказе.

Вообще тема разрушения семейных связей очень важна в рассказе. Государство взяло на себя роль «родителя», потому и старалось сделать родственными другие критерии, упразднив роль семьи. Теперь люди становились ближе и роднее по принадлежности к партии или социальным кругам. Советский режим занимался уничтожением кровных родственных связей, поэтому люди переставали смотреть друг на друга просто как на отца, мать, дочь, сына. 

Дочь уже не видит в Адаме Фризоргере отца, родителя, она видит лишь врага народа, вредителя, опасного элемента. Сам Фризоргер однако не перестает любить и оправдывать дочь: он постоянно смотрит на ее фотографию, подолгу предается воспоминаниям, регулярно пишет ей письма – в надежде, что дочь когда-то ответит. Он зачем-то убеждает себя и окружающих в том, что дочь просто не знает адреса, поэтому и не отвечает. И всем вокруг ясно, что это самообман бедного старика. Ему нужна мысль о дочери, которая его ждет. Без этого его существование в лагере станет совсем ужасным, и человек не сможет жить.

Шаламова поражает нравственная чистота и доброта пастора Фризоргера. Несмотря на тяжелые условия жизни в лагере в течение уже шести лет, он остался таким же добросердечным и милосердным ко всем. У всех этот человек вызывал симпатию и теплые чувства, даже конфликты и негатив сходили на нет из-за его человеколюбия («Фризоргера любила вся разведка»). Рассказчика невероятно трогают его молитвы, его переживания из-за ошибки с апостолом Павлом. Пастор был чрезвычайно строгим к себе и бесконечно добрым ко всем остальным.

5. Тема предательства и его преодоления.

Интересно в этой связи проследить поведение главного героя, рассказчика, товарища пастора. Он не верит в бога, но его можно назвать нравственным человеком. Это хорошо видно в эпизоде, когда он узнает о заявлении и письме дочери Фризоргера, в которых она отказывается от него. Рассказчик и его солагерник Рязанов решают, что эти бумаги надо сжечь, ни в коем случае не давая их прочитать пастору. Оба понимают, что отказ дочери может морально подкосить старика. Их поступок – неправдивый, неудобный, странный, самовольно-спешный – все же можно назвать нравственным и милосердным. Он как бы «отменяет» предательство Фризоргера, делает его недействительным. Пастор навсегда останется в неведении относительно поведения дочери, потому что люди, которые его любят, не дадут предательству свершиться до конца.

В этом и заключается важное евангельское послание рассказа. Надо нести свет веры, делать добро, любить людей, помогать им по мере сил. Пастор дает свою помощь людям, они в свою очередь спасают его. На самом деле все друг друга спасают, когда оказываются в подобных обстоятельствах. Апостол Павел был бы горд людьми, которые продолжали нести вероучение Христа в 20 веке.

Вывод

Евангельские мотивы в рассказе В. Т. Шаламова «Апостол Павел» пронизывают произведение и затрагивают все уровни этой истории. Творческая манера писателя именно такова: если какая-то мысль появляется в начале произведения, она получит развитие во всем тексте с разных сторон. Эти мотивы помогают исследовать взаимоотношения людей.

Сообщить об ошибке
Закрыть