8класс

Часть 1 Страница 318, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева

Часть 1 Страница 318

часть 1 страница 318 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год
часть 1 страница 318 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 318 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 318 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 318 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 318 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 318 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 318 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 318 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год

Страница 318

1. Какова тема комедии «Ревизор»? Почему Хлестаков «самый трудный образ в пьесе»?

Тема комедии «Ревизор» – прогнившая система власти в России, ложь на всех ее уровнях. В стране процветало казнокрадство, взяточничество, чинопочитание при почти полном бездействии людей, от которых зависели управленческие решения. Все сословия грешили этим. Но когда подобное происходило на самых высоких уровнях власти (например, на уровне городничего), это приводило к ужасающим последствиям. Люди, которые должны были по долгу службы думать прежде всего об Отечестве, были заняты лишь своим благополучием, искали богатства, наибольшей выгоды, влияния в обществе, все больше власти.

• Роль Хлестакова самая сложная потому, что он невольно попал в ситуацию обмана, хотя сам никого не обманывал, ему это даже не приходило в голову. Став для чиновников и дворян города «ревизором», он настолько дружелюбно и бесхитростно держится, что выглядит уверенным в себе. Это единственное, что отличает Хлестакова от чиновников, боящихся честной проверки их деяний. Он не боится и случайно начинает играть, зато страх главных лиц города заставляет их слепо верить Хлестакову.

2. В чём загадка характера Хлестакова? Ю. Манн считает, что «Хлестаков — первое из художественных открытий Гоголя...». Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова.

Загадка характера Хлестакова – в том, что он верит тому, что делает, в нем нет ни тени обмана. Поначалу он держится просто так, как и положено держаться человеку его сословия и положения, но чиновники считают, что он специально выдает себя за простака, чтобы вывести их на чистую воду. С 4 действия Хлестаков начинает смутно понимать, что его принимают за важного государственного человека, поэтому начинает фантазировать о себе, красоваться и хвастаться. Опять же, он не врет, а просто упивается возможностью что-то получить, пока его принимают за другого. Проблема рождается только из страха чиновников.

• Ю. Манн считал, что Хлестаков – главное художественное открытие Гоголя, потому что многим не сразу была понятна глубина его образа. Лишь начиная детально разбирать его поведение и мотивы, становится ясно, как мощно образ Хлестакова вскрывает, раскрывает образы чиновников. Он как лакмусовая бумажка, показывающая все пороки общества, которые пытаются замаскировать и прикрыть внешней картинкой приличия.

Характеристика Хлестакова:

• дворянин, получил минимальное образование в семье;

• не женат; из родственников упоминается только отец;

• ленивый, не желает трудиться, занимает самую маленькую должность в канцелярии;

• глупый, малообразованный человек (в сцене вранья видно, что он толком не разбирается в том, что говорит);

• не умеет распоряжаться деньгами, поэтому попадает в ситуацию, когда сидит в самой худшей гостинице без денег и еды; позднее так же нереалистично смотрит на денежные подношения от чиновников (ему что тысяча рублей, что шестьдесят пять рублей взятки – одинаково хорошо);

• самодовольный врун, хвастун, азартный человек;

• пугливый, трусливый, легко поддается влиянию извне;

• легкомысленный, ветреный, беспечный;

• поверхностный, легко в мыслях и в речи пересказывает с одного на другое;

• красноречивый, умеет пустить пыль в глаза и понравиться людям (опять же, когда люди смотрят на него из страха, поэтому сразу же расположены к нему, заискивают перед ним) ;

• обладает неплохими манерами, может сойти за человека более высокого статуса.

3. Каков образ города в «Ревизоре»? Как строится пирамида этого города? Как складывается такая же пирамида из женской половины персонажей? Как раскрываются персонажи этой пирамиды?

Образ города в комедии – это типичный провинциальный российский городок 19 века. В нем все грустно-узнаваемо, и нет надежды, что в скором времени удастся хоть что-то изменить. Здесь процветает беззаконие, причем первыми нарушают законы высшие чины и городничий – те, от кого зависит жизнедеятельность этого города. Никакие государственные учреждения не работают как положено, везде масса нарушений, обмана, присваивания средств и попыток скрыть это благовидными вещами. В казенных заведениях – хаос, разруха, бедность, несправедливое отношение к более низким сословиям. У горожан нет опоры, чувства защищенности, чиновники помешаны на обогащении, не исполняют своих обязанностей, приводят город к упадку, обижают невиновных людей. Главная деятельность чиновников – воровать и покрывать друг друга. Все они боятся визита ревизора, так как он может вскрыть такие нарушения, за которые можно отправить в тюрьму.

1) Пирамида жителей города складывается так (смотреть снизу вверх):

• Городничий Сквозник-Дмухановский

• Чиновники (судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин и др.).

• Помещики Добчинский и Бобчинский

• Купечество (их права нарушаются, у них не получается откупиться от поползновений начальства).

• Гражданское население, низшие сословия (совершенно бесправные люди, с которыми никто не считается).

Все представители этой пирамиды недовольны своим положением в ней. Горожан никто не слышит, им не на кого рассчитывать. Купцы имеют деньги, но никаких средств не хватает, когда аппетиты городничего и чиновников так велики, им не откупиться. Помещики Добчинский и Бобчинский просто живут и немного боятся приезда ревизора «за компанию». Их существование пустое и праздное. Неслучайно Бобчинский просит Хлестакова рассказать о нем в Петербурге – так он хоть немного может почувствовать, что живет и что-то значит в мире («Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский»). 

В остальном же эти герои словно созданы, чтобы указывать на недостатки друг друга. Вообще каждый чиновник знает о нарушениях остальных. Земляника легко доносит Хлестакову на своих же коллег. Городничему могут напомнить, что и он не чист на руку, тот в свою очередь ругает и критикует всех, а сам хочет оказаться в Петербурге на более высокой должности. Все в городе недовольны текущим положением дел, но все думают только о себе. Никто не радеет о стране, государстве, долге перед Отечеством.

2) Женские образы в комедии тоже можно распределить по принципу пирамиды, однако их отличает только наличие власти и денег. Например, жена городничего – поверхностная, недалекая, глупая женщина, не обладающая ни хорошим вкусом, ни пониманием людей, ни возвышенными стремлениями. По большому счету, она не обладает особенными качествами, которые отличали бы ее от слесарши, разве что манеры чуть получше.

Персонажи этой пирамиды:

• Городничиха Анна Андреевна – мечтает о переезде в столицу, уже видит себя блестящей светской дамой. При этом она невежественная, безнравственная и пустая особа, ей нет дела до города и людей в нем. В должности мужа она видит пропуск в высший свет Петербурга, а не обязательства.

• Ее дочь, Марья Антоновна – кокетливая жеманная девушка, мечтающая удачно выйти замуж. Не может распознать в Хлестакове мошенника и обманщика, так как сама находится примерно на его уровне.

• Слесарша Пошлепкина – пожилая мещанка, приходит пожаловаться «ревизору» на то, что ее мужа несправедливо забрали в солдаты. Ее история лишний раз подтверждает, что городская власть сама же чинит беззаконие и произвол. Женщина говорит правду, но никто не желает ее слышать.

• Вдова унтер-офицера, которую высекли за неподобающее поведение (за драку). Ее пример тоже указывает на то, что отношение к более низким слоям общества ужасно. Казалось бы, эта женщина глупа, раз ее волнует только компенсация за побои. Но она уже и не ждет справедливости. Ее не найти в том месте, где полицейские и городничий утверждают, что женщина «сама себя высекла».

• Также в комедии упоминаются дочери попечителя Земляники, с которыми соперничает дочь городничего: Марья Антоновна не соглашается надевать голубое платье, так как эти девушки тоже носят голубое.

4. Какую роль играет в системе самодержавно-бюрократического управления страх? Как страх влияет на каждого из персонажей пьесы? Можно ли сказать, что Гоголь замкнул всех единым, общим чувством — страхом?

Страх в системе самодержавно-бюрократического управления играет важную роль. На нем строится система взяточничества (подношений деньгами, борзыми щенками, имуществом, товарами и проч.), ведь необходимо заставить начальство закрыть глаза на бездействие, пренебрежение обязанностями или нарушения. Никому не приходит в голову начать относиться к своей должности так, как следовало бы, никто не хочет честно и самоотверженно служить людям и Отечеству. Наоборот, если бы такой честный чудак оказался между городскими чиновниками, его бы быстро сместили, чтобы он не мешал другим обогащаться. 

Страх чиновников силен, но он не сильнее жажды наживы. Поэтому они друг друга покрывают и встраиваются в порочную систему, где каждый знает про нарушения другого, но все молчат и дружно несут взятки проверяющим. И раз эта традиция сложилась, вероятно, ревизоры тоже могли быть бесчестными людьми. Страх огромен в периоды приезда государственных лиц и отступает, едва они покидают городок.

• Сначала на каждого из персонажей страх действует по-разному. Первыми приносят «дурную весть» Добчинский и Бобчинский, они уже напуганы, хотя они просто помещики, их не будут проверять. Судья же уверен, что к нему ревизор не пожалует, городничий его убедил в этом. Зато смотритель училищ начал переживать сразу. К концу 3 действия появляется атмосфера всеобщего страха.

• Соглашусь с мнением, что Гоголь связывает и замыкает всех героев одним и тем же чувством – страхом. Как гласит пословица, «у страха глаза велики», особенно – если героям есть что скрывать. Если к этому добавить недостаток информации о Хлестакове, взаимное усиление тревожных настроений, все более странное поведение «ревизора» – и вот среди чиновников начинается почти что паника.

5. Сравним высказывания литературоведов: Гуковский показал, что в «сцене вранья» Хлестаков говорит то, чего от него ждут; В. Ермилов — что испуг Хлестакова заставил его сыграть роль «ревизора». К какому мнению вы бы присоединились и почему?

Г. Гуковский считает, что Хлестаков вел себя так, как от него ждут. Ермилов же думал, что именно испуг заставил Хлестакова сыграть такую роль.

Мне близки обе точки зрения, между ними нет противоречия. Испуг заставил Хлестакова искать какие-то способы выкрутиться из опасной и неловкой ситуации. В состоянии испуга человек начинает подстраиваться под окружение, делать то, чего от него ожидали. Безусловно, из-за страха чиновников ситуация доходит до абсурда. Но изначально Хлестаков не планировал обманывать или изображать того, кем не является, он вел себя так, как ему свойственно. Однако он быстро понял, что ведет себя «правильно», и дал чиновникам то, чего они хотели – начал изображать высокого чиновника из столицы.

6. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля. Почему?

 Гоголь огорчался, если зрители только смеялись при просмотре комедии. Это значит, что они не видели главного авторского посыла. Необходимо было посмотреть через призму этой истории на российскую действительность. Люди должны были узнавать себя и жизнь таких же типичных городов, видеть пороки общества. По замыслу Гоголя, людям должно было стать отрезвляюще грустно, неприятно, мерзко от происходящего. Зрители, которые смеялись, явно не могли соотнести действо на сцене с ужасающими картинами русской жизни. В них было еще меньше осознанности, чем в чиновниках, которые в финале комедии поняли, как глупо они сами себя обманули приездом «ревизора».

 

 

7. Гоголь считал, что в комедии единственное честное, благородное лицо был «смех». Как вы это понимаете? О каком смехе — развлекательном или грозном — он размышлял? Что осмеивает это «честное, благородное лицо»?

Гоголь считал смех главным действующим лицом потому, что в комедии нет положительных героев, никого из них нельзя поставить в пример, никто не вызывает восхищения. Каждый из героев подсвечивает нездоровое общественное устройство и плохую работу всех систем. Смех здесь «честное благородное лицо», потому что оно помогает вскрыть пороки общества, сделать их заметными. Никакие нравоучения и взывания к морали не помогают сделать это, а смеху это подвластно.

8. 

Гоголь всегда опирался на сюжеты и героев, которые были взяты из реальной жизни, а не придуманы. Писатель задался целью создать максимально жизненных персонажей, и в этом ему всегда помогало «не воображение, а соображение». Под «соображением» Гоголь подразумевал понимание людей, наблюдение за их поведением, речью, манерой себя держать. А еще – комплексное представление о человеке в целом. Герои Гоголя всегда описаны внутри ситуаций и событий, а не отвлеченно.

Доказательством его утверждения можно считать тот факт, что созданные им образы очень легко и живо представляются читателям. Им можно верить, герои не кажутся надуманными, «картонными», ненастоящими. Они вызывают эмоции и чувства. Примеры из разных произведений:

• «Заколдованное место»

Рассказчик описывает себя ребенком, свои детские шалости и занятия через взаимодействия с близкими, попутно упоминая отца и брата, отчего вырисовывается объемная, правдоподобная картинка:

«Батько еще в начале весны повез в Крым на продажу табак. Не помню только, два или три воза снарядил он. Табак был тогда в цене. С собою взял он трехгодового брата — приучать заранее чумаковать. Нас осталось: дед, мать, я, да брат, да еще брат. Дед засеял баштан на самой дороге и перешел жить в курень; взял и нас с собою гонять воробьев и сорок с баштану. Нам это было нельзя сказать, чтобы худо. Бывало, наешься в день столько огурцов, дынь, репы, цибули, гороху, что в животе, ей-Богу, как будто петухи кричат».

• «Тарас Бульба»

Портрет жены Тараса, матери Остапа и Андрия, не оторван от реальности, он описан внутри горестного события – решения о том, что сыновья завтра же уедут в Запорожскую Сечь. Из-за этого читатели видят психологическую, жизненную основу портрета:

«Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но, услыша о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, – и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах».

• «Ревизор»

В пьесах обычно почти не бывает художественных описаний героев, но Гоголь составил «Замечания для господ актеров», из которого можно понять, какими должны быть персонажи. Однако они прекрасно характеризуют себя и через речевое поведение. Например, городничий постоянно ругается, угрожает, раздает всем указания и критикует – из этого складывается убедительный образ человека, который привык к огромной власти:

«Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я по крайней мере в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы... О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются».

В указанных произведениях, как и во всех работах Гоголя, портреты героев и их характеры раскрываются не сразу, а постепенно, по мере того, как герой проживает свою книжную «жизнь». И все эти образы были жизненными и убедительными. Не обязательно за ними стояли настоящие прототипы, чаще это были герои, умело созданные из многочисленных наблюдений за жизнью разных людей. Об этом и говорил Гоголь в «Авторской исповеди».

Сообщить об ошибке
Закрыть