8класс

Часть 1 Страница 321, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева

Часть 1 Страница 321

часть 1 страница 321 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год
часть 1 страница 321 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 321 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 321 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 1 страница 321 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год

Страница 321

«Фонохрестоматия»

1. Действие 3, явление VI комедии Н. В. Гоголя читают несколько актёров. Главное в этом действии — самохарактеристика героя. Каков он? О каких качествах натуры героя свидетельствуют рассказы Хлестакова о службе в Петербурге, о знакомствах с первыми лицами государства, министрами, дипломатами, писателями?

Действие 3, явление VI читают несколько актеров, и все они стараются передать характер героев через речь. Вернее, в диалоге получается самохарактеристика: городничий, его дочь Марья Антоновна, его жена Анна Андреевна и Хлестаков, а потом и другие чиновники раскрывают свою натуру.

Когда Хлестаков фантазирует о том, что он встречается с людьми высочайшего уровня (министрами, государем и проч.), проявляет такие черты характера:

• глупость, невежество, неумение реалистично смотреть на вещи;

• тщеславие;

• желание прослыть человеком более высокого положения; тяга к величию, статусу и богатству, которые должны достаться просто так;

• хвастовство;

• ничтожность интересов и стремлений;

• нежелание трудиться, непонимание того, что такое настоящая служба

• жадность (Хлестакову мало ограничиться одним видом деятельности, он хочет блистать на каждом поприще).

В целом можно отметить, что вранье Хлестакова порождено и недовольством своим положением, но при этом человек хочет иметь все, не делая ничего.

2. Можно ли назвать эти рассказы и эту сцену «сценой вранья»? Какие интонации, логические ударения, риторические вопросы, восклицания особенно хорошо звучат в актёрском чтении?

Да, эту сцену можно назвать «сценой вранья». Актер, озвучивающий Хлестакова, делает интересные акценты в ходе разговора:

• интонации словно выкручены на максимум, они подчеркнуто хвастливые, карикатурные;

• когда Хлестаков заигрывает с дамами, голос актера передает томные, слащавые интонации;

• актер намеренно растягивает какие-то слова, говорит вальяжно, посмеивается;

• по ходу разговора делает яркие восклицания якобы тоном знатока «Ах, Петербург! Что за жизнь?»;

• о важных лицах говорит слегка пренебрежительно, словно бы приуменьшая их значение для себя и других («Пушкин – большой оригинал», за главнокомандующего приняли, с министрами и иностранными посланниками играл в вист и т.д.);

• актер хорошо показывает интонации преувеличения (балы даю, мой дом первый в Петербурге, арбузы за 700 рублей, суп из Парижа, 35 тысяч одних курьеров);

• порой местами герой «проговаривается» о своем истинном положении в обществе, актер умело «спохватывается» и сам себя ругает за то, что якобы врет (взбегаешь к себе на четвертый этаж; на, Маврушка, шинель);

• постепенно вранье становиться все более нереалистичным, почти безумным, актер хорошо нагнетает эту атмосферу, повышая градус хвастовства и торопливо выплескивая все больше фантазий.

Вообще интонирование актера очень богатое, возможно, он специально «переигрывает», чтобы показать то, как далеко Хлестаков зашел в своем вранье. К тому же, в аудиопостановке нет зрительных образов, приходится больше играть голосом.

3. Такими ли представляем интонации персонажей? Какие из них вы услышали в чтении актёров?

Да, интонации актеров во многом совпали с моими ожиданиями.

Я обратил(а) внимание на следующие моменты:

• понравилось, как актриса озвучки сыграла Анну Андреевну, ей удалось передать крайнюю степень восхищения гостем и желание ему понравиться;

• интонации Хлестакова я себе представлял(а) более сдержанными, но представленный вариант мне было очень интересно послушать;

• проскальзывают просторечные интонации, которые выдают, что Хлестаков – человек не такого уж высокого ранга («позвольте, я вам сапоги почи[шч]у»). Некоторые фразы выдают в нем небогатого, даже бедного человека: чистку сапог он описывает так, словно это что-то особенное. Для богатых людей это мелочь, не стоящая внимания;

• заикание городничего хорошего передает его растерянность и страх;

• чиновники говорят мало, но заискивающе, покорно, трусливо, услужливо.

4. Кто из актёров, по вашему мнению, заслужил бы похвалу Н. В. Гоголя за точное создание характера персонажа? Почему?

Думаю, что актер, игравший Хлестакова, заслужил бы похвалу Н. В. Гоголя за интересное воссоздание характера героя. Но в то же время писатель мог бы предложить и правки к игре сцены вранья. Известно, что первый исполнитель роли Хлестакова играл героя в водевильном формате, и это не нравилось автору – ему не хотелось, чтобы персонаж выглядел как дурачок или клоун.

Также Гоголь мог бы похвалить бы актрису, сыгравшую роль Анны Андреевны, – она блестяще воссоздала образ невежественной женщины, которую легко обмануть и даже очаровать враньем. Она мыслит примерно так же, как Хлестаков, когда мечтает стать первой дамой Петербурга, поэтому ей откликается все, что говорит мнимый ревизор. Интонации восхищения, подобострастия, заискивания звучат в речи жены городничего очень точно.

5. Что добавляет к чтению актёров музыка?

Музыка дополняет чтение актеров атмосферой залихватского вранья, она похожа то на веселый марш, то на танцевальную тему с водевильным характером. Музыка легкая, комедийная, шутовская, передает ощущение надувательство, мошенничества. Местами она звучит даже торжественно, подчеркивая, как высоко метит Хлестаков – на один уровень к государю, министрам, главнокомандующим.

6. Как вы теперь, после прослушивания актёрского чтения, воспринимаете комедию «Ревизор» — как сатирическую, юмористическую, смешную, трагическую, грустную?

После прослушивания комедии «Ревизор» в исполнении артистов мое восприятие комедии углубилось, стало более грустным и даже трагическим, хотя актеры играли подчеркнуто комедийно. Но именно эта шутовская манера показывает, насколько глупы и напуганы чиновники, если верят рассказам Хлестакова. Также это показывает, что все чиновники плохо представляют, как функционируют большие государственные системы: Хлестаков на словах и литератор, и главнокомандующий, и госслужащий. Он смешивает все виды деятельности и чины, не понимая, кто чем занимается, сколько это занимает сил и времени. Например, он якобы написал сразу много литературных произведений, а это физически невозможно было успеть. Становится грустно от того, что власть сосредоточена в руках столь невежественных людей.

Актерам удалось хорошо передать атмосферу парализующего страха, который развязывает язык мнимого ревизора, отчего он начинает врать еще больше.

7. Против чего направлена пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор»? Как удалось актёрам обозначить смысл и главные черты «хлестаковщины»?

Комедия направлена против невежества и беззакония, которые процветали в чиновничьей среде на всех уровнях – от почтмейстера и жандармов до главы города. Актерам удалось обозначить главные черты «хлестаковщины», которая присуща, кстати, практически всем героям:

• хвастовство;

• жадность;

• глупость, узколобость, невежество;

• ничтожность стремлений и интересов;

• душевная и духовная пустота, которую человек хочет заполнить красивыми фантазиями;

• желание легкой наживы;

• бесхитростная грубость и скудоумие;

• трусость;

• карьеризм, слепое чинопочитание;

• притязания на образованность и значимость.

8. 

Для выразительного чтения по ролям приготовьте наиболее информативные сцены и эпизоды. Например,

• действие 3, явление VI – сцена вранья;

• действие 4, явления XII и XIII – сцены признаний Хлестакова дамам «в любви»;

• действие 5, явление VIII – сцена разоблачения ревизора.

Сообщить об ошибке
Закрыть