8класс

Часть 2 Страница 19, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева

Часть 2 Страница 19

часть 2 страница 19 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год
часть 2 страница 19 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 19 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 19 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 19 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год

Страница 19. «Размышляем о прочитанном»

1. «Севастополь в декабре месяце» — очерк, написанный для журнала «Современник», который редактировал Н. А. Некрасов. Назовите признаки этого жанра в прочитанном произведении.

 «Севастополь в декабре месяце» – очерк о жизни города, который вовлечен в военные события, находится в осаде вражеских войск. Написан в 1855 году Л. Н. Толстым – ему довелось самому служить, принимать участие в боях, в том числе и в Крымской войне 1853 – 1856 годов. Редактором очерка был Н. А. Некрасов, он опубликовал его в своем журнале «Современник».

• Признаки очерка с примерами из текста:

1. Реалистичное воспроизведение событий (явлений, черт, особенностей).

Толстой без художественных прикрас описывает пристань – ту часть города, где хорошо видны военная жизнь и будни гражданского населения.

«Солдаты разных полков, с мешками и ружьями, без мешков и без ружей, толпятся тут, курят, бранятся, перетаскивают тяжести на пароход; вольные ялики, наполненные всякого рода народом – солдатами, моряками, купцами, женщинами, – причаливают и отчаливают от пристани».

2. Умение подмечать типичное, обобщать, делать выводы. Текст-размышление.

Толстой в очерке размышляет о том, куда можно было бы пойти, чтобы увидеть своими глазами, как и чем живет город – он упоминает пристань; разговоры с моряками на лодке; беседы с ранеными в госпитале, открытом в здании Собрания; внутреннюю часть города; трактир; пресловутый четвертый бастион, где каждый день гибнут люди, и прочие места.

Здесь автор рисует типичную городскую картину и делает выводы о состоянии горожан и солдат: «Пройдя церковь и баррикаду, вы войдете в самую оживленную внутреннею жизнью часть города. С обеих сторон вывески лавок, трактиров. Купцы, женщины в шляпках и платочках, щеголеватые офицеры – все говорит вам о твердости духа, самоуверенности, безопасности жителей».

3. Соединение художественного и аналитического материала, образов и фактов.

В очерке Толстой умело соединяет описание тех ощущений, которые неизбежно возникают у всех, кто впервые оказывается под пулями и бомбами. Человек поначалу испытывает страх, желание уйти, спрятаться, затем удивительный прилив решимости и желания побывать в опасной ситуации, испытать все на себе, затем – удовлетворенность от того, что опасность миновала. Это достоверное ощущение, испытываемое каждым человеком – и оно описано как факт. Однако само описание в меру художественное и эмоциональное.

«Вам придет в голову, что снаряд этот убьет вас; но чувство самолюбия поддерживает вас, и никто не замечает ножа, который режет вам сердце. Но зато, когда снаряд пролетел, не задев вас, вы оживаете, и какое-то отрадное, невыразимо приятное чувство овладевает вами, так что вы находите какую-то особенную прелесть в опасности, в этой игре жизнью и смертью».

4. Художественное осмысление событий. Попытка показать явления на жизненных примерах, судьбах людей.

В сцене посещения госпиталя более подробно описываются истории защитников. Благодаря этому мы видим более цельную картину последствий, личную трагедию каждого человека. Нам не приводят количество убитых и раненых, а будто показывают фрагменты из жизни. Рассказчик расспрашивает самих раненых, беседует о них, наблюдает. Например, первый же выздоравливающий, старый солдат, детально делится своими впечатлениями о ранении, а потом его жена дополняет рассказ. Солдат не смог бы нахваливать сам себя, ему это чуждо. Но в рассказе жены звучит восхищение героизмом, который проявил муж.

5. Наличие злободневной публицистической темы, описание социальных проблем.

Например, при рассказе о раненых, Толстой просит подходить к ним, говорить с ними – для него это живая помощь умирающим или выздоравливающим: «Идите вперед, не стыдитесь того, что вы как будто пришли смотреть на страдальцев, не стыдитесь подойти и поговорить с ними: несчастные любят видеть человеческое сочувствующее лицо, любят рассказать про свои страдания и услышать слова любви и участия».

Состояние и количество раненых – это злободневная проблема Севастополя того времени. Как с ними взаимодействовать, чем помогать – также важная тема.

6. Познавательный, нравоописательный, поучительный характер повествования.

Толстой сразу предупреждает, что город обманывает ожидания людей, что поначалу человек ожидает увидеть героический пафос, некую восторженно-прекрасную картинку. Но писатель предлагает смотреть на все это с будничной стороны, видеть реальность, а не иллюзорные образы.

«Да! вам непременно предстоит разочарование, ежели вы в первый раз въезжаете в Севастополь... Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости... Но прежде чем сомневаться, сходите на бастионы».

Толстой говорит о том, что подвиг, совершаемый защитниками Севастополя, выглядит обыденно, скромно, буднично. Нет лозунгов, кичливости, громких заявлений, но люди все равно каждый день творят историю и мужественно защищают свой дом, город и родину в целом.

7. Сюжет отсутствует или ослаблен; автор свободно размышляет по теме.

В очерке Толстого действительно нет ярко выраженной сюжетной линии – писатель лишь описывает, что увидит человек, который посетит город. Он как бы готовит посетителей города к реальности, не сглаживая и не приукрашивая ее. Условно сюжетом можно назвать его дорогу по самым главным точкам города.

8. Повествование от первого лица, иногда вмешательство в ход повествования.

Рассказчик словно ходит по городу сам и приглашает читателей посетить те же места. Он постоянно говорит: «Пройдите туда, заговорите с ними, спросите...» или «Вы увидите [такие-то детали], вы почувствуете...».

9. Художественный язык дополняется публицистическим и/или научным.

• Художественный, эмоциональный момент:

«Вы молча склоняетесь перед этим молчаливым, бессознательным величием и твердостью духа, этой стыдливостью перед собственным достоинством».

• Публицистический фрагмент:

«Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти».

10. Частые переходы от темы к теме, свободное группирование материалов.

В данном очерке Толстого видно, что описание города подчинено лишь одной теме, но писатель свободно переключается на массу деталей. Из-за этого создается очень верное ощущение от города – хаотичное, тревожное, и вместе с тем вызывающее гордость. Потому что люди, которые могут выживать в таких условиях, безусловно, герои.

Читатели видят самых разных людей всех сословий (мужчин, женщин, детей, стариков), огромное количество разрушений, баррикады, грязь, госпиталь, улицы, легендарный страшный четвертый бастион, трупы, раненых, оружие, фрагменты мирной реальности (еда в трактире) и т.д.

2. Каково первое впечатление рассказчика от осаждённого города, что «непременно самое неприятное» бросается в глаза?

Первое впечатление от осажденного города – тягостное, пугающее, вызывающее тревогу. Потому что Толстой описывает, как мирная жизнь города разрушилась, стала хаотичной и страшной. На улице можно увидеть склады с продуктами или оружием, мертвых, раненых, живых, которые как будто забывают об ужасах войны и занимаются повседневными делами. Думаю, писатель и хотел произвести такое впечатление, настроить на серьезный лад.

• Самым страшным, что бросается в глаза в городе, является смешение военной и мирной жизни:

«Первое впечатление ваше непременно самое неприятное; странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком; вам даже покажется, что все перепуганы, суетятся, не знают, что делать».

Сообщить об ошибке
Закрыть