8класс

Часть 2 Страница 30, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева

Часть 2 Страница 30

часть 2 страница 30 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год
часть 2 страница 30 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 30 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 30 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 30 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год

Страница 30

«Размышляем о прочитанном»

1. Рассказ назван «Как я стал писателем». Как вы думаете, что это: воспоминания, дневниковые записи или обычный рассказ?

Рассказ «Как я стал писателем» не похож на дневниковые записи или обычный рассказ. Дневник – это обычно обращение к самому себе, там есть отметки о датах, описание каких-либо событий. А обычный рассказ строится вокруг истории оригинальных героев. У них могут быть автобиографические черты, но к ним зачастую добавляются и художественные детали. Здесь же мы видим историю самого автора, рассказанную с юмором, но без тени вымысла. Как будто он дает интервью. Следовательно, это воспоминания писателя о своем литературном опыте.

2. Что открывал главный герой в людях? Что ему нравилось в них? Какими виделись ему в детстве окружающие предметы?

Писатель открывал в людях особенности их натуры – то, как проявлялся характер в их поведении, словах, жестах, движениях. он многое замечал и очень живо мог описывать.

Так он подмечает во всех окружающих интересные художественные детали: тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем; шепелявость речи; неожиданно хитрое подмигивание швейцара, благоговейное поглаживание стола; строгость Баталина («так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку») и т.д.

• Ему нравилось в людях то, что они словно рассказывали о себе, даже не думая, что делают это. Также мальчик всегда чувствовал тех, кто его мог чему-нибудь научить, направить. Например, он на всю жизнь запомнил своего наставника из гимназии, Федора Владимировича Цветаева (это дядя поэтессы Марины Цветаевой). Это человек дал ему свободу писать, сумел разглядеть и поощрить юного талантливого ученика.

• Окружающие предметы виделись ему в детстве живыми, говорящими, чувствующими, понимающими. Мальчик говорил с ними, мог их пожалеть, рассказать о своей жизни. «Все казалось живым, все мне рассказывало сказки, — о, какие чудесные!»

3. Какой герой одного из рассказов А. Платонова так же воспринимал окружающий его мир и предметы? О каких чертах характера это свидетельствует?

Один герой из рассказа А. Платонова так же воспринимал мир и окружающие его предметы – это маленький мальчик из рассказа «Никита». Он тоже видел каждый предмет как нечто живое, достойное внимания. И все принадлежало ребенку, все было «его», будто созданное специально для него. Мир казался чудесным и полным загадок, которые надо разгадать. Повсюду его окружали тайные жители – в бочке, а земляных норах, в колодце, за печкой. Пень казался живым, старая покосившаяся банька – это умершая бабушка, которая вернулась в таком обличье; погибший пастух переродился в петуха; у цветка внутри оказался белый сок, и Никита думал, что это молоко, а значит, цветок – младенец.

Вот как описывает мир глазами ребенка И. С. Шмелев:

«Все казалось живым, моим. Живая была метла, – бегала по двору за пылью, мерзла в снегу и даже плакала. И половая щетка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу – «наказана». Я утешал ее, гладил ее волосики».

А вот фрагмент из рассказа А. Платонова:

«Он думал, что там живут на дне маленькие водяные люди. Он знал, какие они были, он их видел во сне и, проснувшись, хотел их поймать, но они убежали от него по траве в колодец, в свой дом. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные; они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал».

• Такое восприятие мира свидетельствует о том, что дети обладают живым воображением, чуткостью к миру, ко всему живому. Более того, ребенок все делает живым, а мертвое – воскрешает, оживляет. Также это говорит о том, что дети очень внимательны и зачастую замечают то, что взрослым увидеть не под силу, потому что они «разучиваются» замечать красоту.

4. Как пришло к герою Шмелёва умение писать? Чем заканчивается рассказ? Почему главный герой почувствовал, что он «другой»? Известны ли вам рассказы или повести о том, как человек становится писателем (например, у А. Чехова, И. Бунина, М. Горького)?

К Шмелеву умение писать пришло само собой, очень легко.

Сначала он просто умел рассказывать истории: писатель называет это своим «дописьменным периодом». Затем, когда он научился писать и стал получать образование в гимназии, он «расцвел на сочинениях». Хорошо видно, что один преподаватель, Баталин, не сумел разглядеть в ученике писательский талант. Напротив, он стремился подавить игривое воображение и умение видеть связи в самых, казалось бы, далеких вещах (поэт Надсон и храм Христа Спасителя). Смышленого мальчугана ожидали «единица» и оставление на второй год. Зато следующий преподаватель, Федор Владимирович Цветаев, разрешил писать так, как ребенок чувствовал, поощрял его хорошими оценками и добрыми словами. Так родилась в Иване Шмелеве писательская смелость, что позволила ему перед окончанием 8 класса написать свой первый рассказ, который даже напечатали.

• Рассказ заканчивается тем, что мальчик сомневается в своем писательстве и авторстве. Он не верит тому, что видит своими глазами, – фамилии в журнале под рассказом, гонорару размером в восемьдесят рублей. Но потом начинает смутно понимать, что все это правда, ему это не приснилось.

• Главный герой почувствовал, что он «другой», потому что ему словно открылось его предназначение, то, чем он должен заниматься. Возможно, он смутно ощутил свою миссию – доносить до людей смыслы, чувства, мысли.

«Я впервые тогда почувствовал, что – другой. Писатель? Это я не чувствовал, не верил, боялся думать. Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать –готовиться. Я – другой, другой».

• Мне известны и другие произведения о том, как человек становится писателем:

◦ А. П. Чехов «Умение писать» (выдержки из писем)

◦ И. А. Бунин «Как я пишу»

◦ А. М. Горький «О том, как я учился писать»

◦ Дж. Лондон «Мартин Иден» – роман, в котором рассказана история о моряке, ставшем писателем.

5. В какое историческое время происходит становление писателя? По каким приметам мы можем об этом догадаться?

Становление писателя происходит в конце 19 века. Мы можем догадаться об этом по следующим приметам:

• Рассказ написан в марте 1894 года.

• Номер журнала, в котором впервые печатался Шмелев, датирован июлем 1895 года.

• Мальчик увлеченно читает Жюля Верна, а тот написал большую часть произведений в 1860-1890 годы.

(«В третьем, кажется, классе я увлекся романами Жюля Верна и написал — длинное и в стихах! — путешествие наших учителей на Луну, на воздушном шаре, сделанном из необъятных штанов нашего латиниста Бегемота»).

6. 

Автобиографические произведения – те, в которых человек описывает события своей жизни, собственный опыт, полученный на разных жизненных этапах. Рассказ И. С. Шмелева, бесспорно, является автобиографическим.

«Развиваем дар слова»

1. Пробовали ли вы сами создать оригинальный рассказ, очерк, басню, рецензию? Что вам в этом помогало?

Мне приходилось придумывать сюжет для собственного рассказа (комикса, игры и т.п. – выберите то, что вам ближе). Было непросто создавать оригинальный мир с новыми героями, продумывать характеры, мотивацию поступков, развитие действий и т.п. Но мне всегда помогает мой опыт читателя и зрителя: читая произведения или смотря фильмы, я часто думаю о том, как это сделано, как и почему это написано. Я стараюсь замечать какие-то нелогичные моменты в сюжете, анализирую, как создатели могли бы их улучшить. Поэтому, придумывая что-то оригинальное, я всегда думаю о том, что надо дать всему обоснование.

Полагаю, писателям, которые пишут автобиографические произведения, в какой-то степени легче, потому что они опираются на свою жизнь и то, что они реально видели.

2. 

Объяснение слов и словосочетаний

• Непредумышленный – тот, который совершается без умысла, без заранее обдуманного плана, намерения.

• Доныне – до этих пор, до настоящего времени.

• Оратор – человек, произносящий речь; человек, владеющий даром убеждать с помощью речи.

• Благословляющий – выражающий одобрение, дружелюбно направляющий, поддерживающий.

• Пренебрежительно – презрительно, высокомерно, с пренебрежением.

• Возненавидел – стал ненавидеть, почувствовал ненависть.

• Нравственное совершенствование – изменение внутреннего мира человека, его мышления; работа над своими несовершенствами; духовный рост.

• Проникнуться чувством – испытать глубокое, сильное чувство.

• Наставник – учитель, руководитель; человек, который может дать совет и направить.

• Мыслитель – оригинально и глубоко мыслящий человек.

• Творение – процесс создания чего-либо; произведение, продукт, результат творчества.

• Благоговение – глубокое почтение, уважение, почитание.

• Благодушие – дружелюбие; расположение к людям; спокойное, ровное отношение.

• Смущенный – взволнованный, обеспокоенный, полный смущения.

Сообщить об ошибке
Закрыть