8класс

Часть 2 Страница 287, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева

Часть 2 Страница 287

часть 2 страница 287 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год
часть 2 страница 287 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 287 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 287 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 287 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 287 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 287 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 287 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год

Страница 287

«Размышляем о прочитанном»

1. Что в Холдене показалось вам вызывающим сочувствие, согласие, а что спорным, может быть, неприемлемым?

Холден Колфилд – типичный американский подросток послевоенного времени (книга впервые была издана в 1951 году, а описывает события декабря 1949 года). В нем, как и в подростках любых времен, чувствуется ощущение оторванности от мира детей, но пока нет и причастности к миру взрослых. Подростки словно на перепутье: они уже не могут воспринимать мир как раньше, поэтому идет слом авторитетов, бунт против того, что не нравится, попытки понять, что подходит. Неслучайно главный герой не хочет прощаться со школой, откуда его «выперли», но хочет почувствовать, что он попрощался.

«Я не задумываюсь, грустно ли мне уезжать, неприятно ли. Но когда я расстаюсь с каким-нибудь местом, мне надо почувствовать, что я с ним действительно расстаюсь. А то становится еще неприятней».

И так со всем – герой старается чувствовать, как ему то или иное явление, общение с людьми, правила социума. Поэтому часто в его повествовании-размышлении звучат такие формулировки: я это ненавижу, не люблю такое, мне не нравится, терпеть не могу.

Забежав попрощаться со стариком Спенсером, учителем истории, Холден держится так, как этого требует социум, – вежливо, уважительно, не переча учителю. Но он замечает то, что ему не нравится: ковыряние в носу, неприятный старый халат, повторение одних и тех же фраз, будто он не понял их с первого раза. Парень во всем соглашается с учителем: да, его выперли, потому что он якобы кретин, да еще и валяется дурака, но это не более, чем отговорка. Парню явно скучно в школе, и он просто терпит ее. Не раз в речи Холдена звучит слово «скучно»: он не хочет делать то, что ему не нравится.

Что мне нравится в герое:

• не боится позволять себе чувствовать то, что чувствует, прислушивается к себе («Я ужасный лгун – такого вы никогда в жизни не видали», – спокойно говорит он);

• понимает, что ему нравится (он любит читать, но не любит кино);

• от души ругает то, что ему не нравится («Не выношу я этого. Злость берет. Так злюсь, что с ума можно спятить. Ненавижу я этот проклятый Элктон-хилл»).

• ему по душе честные искренние люди, которые не врут и ничего из себя не изображают (дочь директора Термера, сосед по комнате Стрэдлейтер и др.).

• спокойно или безразлично принимает некоторые факты, не делая из них катастрофу (потерял фехтовальное снаряжение для всей команды в метро, отчего «никто не выиграл»; меняет уже четвертую школу).

Пожалуй, нет чего-то такого, что мне не нравится в герое. Иногда он резковато думает о людях, но не говорит этого вслух. Разве что с Экли общается иронично-насмешливо, специально называя его «детка». Его отношение к подобным героям можно назвать спорным и излишне критичным, но он же пока учится понимать и принимать людей. В целом герой вызывает у меня симпатию, хотя его считают неблагополучным, да и сам о себе он говорит порой сурово (я необразован, глуп; я ужасный лгун). Думаю, что у парня есть какие-то проблемы с родителями и с восприятием себя в обществе, ведь неслучайно он меняет школы и имеет седые волосы в шестнадцать лет.

2. Чем речь главного героя отличается от речи большинства персонажей классических литературных произведений? Что вы можете сказать об отношении Холдена к родителям, старшему брату?

Роман начинается с довольно панибратского обращения к читателям:

«Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, вы, наверно, прежде всего захотите узнать, где я родился, как провел свое дурацкое детство, что делали мои родители до моего рождения, – словом, всю эту дэвид-копперфилдовскую муть. Но, по правде говоря, мне неохота в этом копаться».

В этом обращении сразу заметна ироничность повествования и позиция рассказчика – главного героя романа, Холдена Колфилда.

Парню не нравится излишний пафос, он просто хочет рассказать историю, поделиться мыслями и чувствами. 

• От других героев классической литературы Холдена отличает то, что мы видим его внутренний монолог и истинные эмоции. Он не старается быть «хорошим» или «славным» парнем, ему важнее быть честным с собой. Поэтому читатели как бы становятся свидетелями и негативных мыслей, и противоречивых чувств. Это очень важно, потому что «плохих» эмоций не существует, все они нужны человеку. И подростку важно именно так проживать свой бунт – через агрессию, злость, критику, отрицание и т.д.

• Отношение к родителям у Холдена неплохое, но очевидно, что эти люди уже перестали быть для юноши авторитетом. Он оценивает родителей просто как людей со своими недостатками и достоинствами:

«У моих предков, наверно, случилось бы по два инфаркта на брата, если б я стал болтать про их личные дела. Они этого терпеть не могут, особенно отец. Вообще-то они люди славные, я ничего не говорю, но обидчивые до чертиков».

«"Изумительные". Ненавижу это слово! Ужасная пошлятина. Мутит, когда слышишь такие слова».

• Зато вот отношение к брату совсем иное, ведь, по мнению Холдена, он многого добился: стал писателем, живет в Голливуде, купил крутую машину за большие деньги:

«Купил себе недавно «ягуар». Английская штучка, может делать двести миль в час. Выложил за нее чуть ли не четыре тысячи. Денег у него теперь куча. Не то что раньше».

Холдену нравится то, что брат писатель, но, по его словам, в последнее время он «совсем скурвился», то есть стал сценаристом фильмов. Скорее всего, в этих противоречивых высказываниях проявляется его возросшее критическое видение всего и всех.

3. Исследователи творчества писателя отмечали: «Читателей завораживал неподражаемый стиль холденовского монолога, являющий смесь отчаяния и шутовства». Найдите в тексте примеры шутовского поведения Холдена. Чем оно было вызвано? Как такие эпизоды характеризуют героя произведения?

Исследователи отмечают, что в речи Холдена, главного героя романа «Над пропастью во ржи», наблюдается «смесь отчаяния и шутовства». Я могу согласиться с критиками – герой постоянно шутит над всем и вся, даже над собой, но в его речи ощущается какая-то грусть. Он ведет себя так в ситуациях, когда пытается скрыть истинные чувства: печаль, огорчение, разочарование, боль, обиду. 

• Например, в разговоре с учителем он говорит о себе жестокие вещи, но как раз такие, какие, по его мнению, хочет услышать старик Спенсер:

«Тут, конечно, я принялся наворачивать. Говорил, что я умственно отсталый, вообще кретин, что я сам на его месте поступил бы точно так же и что многие не понимают, до чего трудно быть преподавателем. И все в таком роде. Словом, наворачивал как надо».

Здесь «наворачивать» – означает говорить то, что положено, одобряемо, понятно, ожидаемо. Якобы парень все осознал. Это показывает мнимое согласие Холдена с тем, что произошло. Но в действительности он довольно умный и начитанный, просто ему не нравится школа. И в этой тираде он просто иронизирует.

• Или в ситуации с несостоявшимися соревнованиями он говорит:

«Не пошел я на поле и забрался на гору, так как только что вернулся из Нью-Йорка с командой фехтовальщиков. Я капитан этой вонючей команды. Важная шишка».

В этой реплике есть и обесценивание, и то, что считается важным — вроде бы капитан команды, но «вонючей». Это показывает, что Холдену не очень-то нравится эта роль.

• «Я часто говорю кому-нибудь, что он – настоящий принц. Вообще я часто валяю дурака, мне тогда не так скучно».

В этой фразе Холден издевается над противным соседом Экли, который без спросу перетрогал все его вещи. Чувствуется, что в этом есть и высокомерие, и усталость от этого человека.

• Но в монологе Холдена есть и что-то философское, грустное, без примеси шутовства:

«Когда я перебежал через дорогу, мне вдруг показалось, что я исчез. День был какой-то сумасшедший, жуткий холод, ни проблеска солнца, ничего, и казалось, стоит тебе пересечь дорогу, как ты сразу исчезнешь навек».

В этой фразе чувствуется потерянность и одиночество героя. В момент, когда он говорит о собственном исчезновении, проявляется его ранимость, уязвимость, даже слабость перед этим миром. Ему отчаянно нужно почувствовать, что он есть, что он существует, поэтому парень бежит со всех ног к учителю Спенсеру. В его доме он существует, его замечают, даже по-своему любят.

4. В одной из статей о романе Сэлинджера читаем: «Главное обвинение, которое бросает Холден этому миру, — обвинение в фальши, в сознательном притворстве, в показухе». Какие эпизоды монолога Холдена подтверждают этот тезис? Как эти эпизоды характеризуют самого рассказчика?

Главное обвинение, которое бросает Холден этому миру – это обвинение в неискренности, фальши, притворстве. Героя можно понять: люди таким образом усложняют и портят себе и друг другу жизнь. Но самое главное – становится труднее найти что-то стоящее, истинное, настоящее. Если долго притворяться, фальшь становится способом существования.

В нескольких эпизодах видно, как сильно Холдену не нравится эта фальшь:

• «В этой школе полно жулья. У многих ребят родители богачи, но все равно там полно жулья. Чем дороже школа, тем в ней больше ворюг». (Зачем воровать, если ты и так богат? Очевидно, что ради развлечения и причинения ущерба людям).

•  «Я ушел я из Элктон-хилла главным образом потому, что там была одна сплошная липа. Все делалось напоказ – не продохнешь» (В прошлой школе директор Хаас заискивал перед богатыми родителями, а бедных обливал высокомерием. Это вызывает осуждение юноши).

5. Почему Холден не мог не зайти к учителю истории Спенсеру, чтобы попрощаться с ним? Как Сэлинджер сумел дать понять читателю, что его категоричный, излишне резкий в суждениях юный герой в глубине души человек добрый и чуткий?

Холден не стал смотреть футбольный матч, так как планировал зайти к старику Спенсеру. Это сразу было в его планах. По мнению героя, даже вся школа не заслуживала какого-то особого «прощания», а вот этот учитель – заслуживал. Он был к нему добр и справедлив, называл его «мой мальчик», переживал о будущем трудного подростка.

• Видно, что Холден все же хороший и добрый человек – он идет проститься с учителем истории, Спенсером, уважительно говорит с его женой и искренне восхищается умением стариков получать удовольствие от простых житейских вещей. Холден ратует за искренность, поэтому отмечает это качество как признак того, что эти люди – не притворщики, они настоящие.

«Лет им было под семьдесят, а то и больше. И все-таки они получали удовольствие от жизни, хоть одной ногой и стояли в могиле... Живет себе такой человек вроде старого Спенсера, из него уже песок сыплется, а он все еще приходит в восторг от какого-то индейского одеяла».

• Также Холден понимает, что Спенсер не просто ругает его за пренебрежительное беспечное отношение к будущему, но и хочет помочь. За это юноша чувствует благодарность:

«Видно было, что он действительно хотел мне помочь. По-настоящему. Но мы с ним тянули в разные стороны — вот и все».

Сэлинджер сумел дать понять, что его герой по-настоящему чуткий и добрый парень, с помощью нескольких приемов:

• Холден внимательно наблюдает за людьми и способен замечать в них что-то хорошее, настоящее (дочка директора, сосед по комнате, учитель и его жена и др.).

• Герой не проявляет неуважения и раздражения в адрес людей, он хорошо воспитан. Его размышления порой резки и обидны, но он не озвучивает этого вслух, понимая, что это может задеть людей.

«Творческое задание»

Сочинение-эссе «Мой разговор с Сэлинджером»

Главный герой романа Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», Холден Колфилд, рассуждал о том, какие ему нравятся писатели. Он пришел к выводу, что лучше всего те авторы, с которыми хотелось бы пообщаться по телефону, поговорить о жизни. Парень приводит в пример тех авторов, которые считаются значимыми персонами в мировой литературе – например, Габриэля Гарсию Маркеса, написавшего «Сто лет одиночества» – но с ними не хочется ни о чем говорить. Видимо, этот писатель казался Холдену слишком серьезным, далеким и недоступным.

Что касается меня, мне было бы о чем побеседовать с Сэлинджером. Мне кажется, этот автор хорошо понимает проблемы подростков и молодежи. Более того, в его книге нашли место его собственные переживания того периода, когда он был юным. Он тоже влюблялся, хотел отделиться от семьи, найти свое место в мире, понять, чем ему хотелось бы заниматься. Роман писатель создал, когда ему было уже тридцать лет, но он не позабыл, каково это – быть одиноким и растерянным, стоять на пороге чего-то нового.

При чтении романа я ощущаю, что чувствую похожие вещи, а молодежь разных поколений не сильно изменилась. Научно-технический прогресс изменил реалии вокруг нас, но проблемы подростков и юношества остаются такими же. Потому что это так называемые «вечные проблемы» человечества – становление личности, самоопределение, даже поиск смысла жизни. Забавно, что за всеми этими рассуждениями Холдена, которые кажутся просто потоком сознания, действительно скрывается поиск смысла жизни и того, что сделает его счастливым. Герой не только ворчит или сердится на все вокруг, он пытается найти что-то настоящее, значимое, важное, отметая то, что ему не подходит. Роман Сэлинджера помог мне осознать, что мне необходимо так же вдумчиво изучить свою жизнь и найти то, что сделает счастливым меня. А еще он дает понимание, что всегда можно поменять то, что не нравится – место обитания, окружение, школу. Главное – слушать себя и мир вокруг.

В финале романа Холден находит то, что делает его счастливым, когда смотрит, как его маленькая сестра Фиби катается на карусели под дождем. Он вспоминает песенку «Ловец во ржи», услышанную случайно, и она откликается его сердцу. В ней говорится о том, что главное – не дать детям, которые резвятся в ржаном поле, упасть с обрыва. И это метафорично показывает Холдену то, что ему тоже хотелось бы делать, – беречь детей от фальшивого мира взрослых. Так странно, что герой его ненавидит, но при этом сам стремится повзрослеть и отделиться от семьи. В конечном итоге домой его возвращает маленькая сестра, ее понимание и любовь. Девочка тонко чувствует, что брату тяжело и одиноко, потому что они оба дети. Просто Холден – взрослеющий ребенок. 

Меня очень тронули взаимоотношения брата и сестры. А сам роман заставил о многом задуматься. За это я сказал бы Сэлинджеру спасибо – за честное и искреннее описание сознания подростка, за то, как показаны его искания.

Сообщить об ошибке
Закрыть