8класс

Часть 2 Страница 301, ГДЗ по литературе за 8 класс к учебнику Коровиной, Журавлева

Часть 2 Страница 301

часть 2 страница 301 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год
часть 2 страница 301 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 301 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год часть 2 страница 301 литература 8 класс Коровина, Журавлев 2023 год

Страница 301

«Размышляем о прочитанном»

Почему поэт определяет местом действия своего стихотворения «...поле возле Магадана», хотя сам он был в ссылке в других местах?

Н. Заболоцкий определяет местом действия в стихотворении «поле возле Магадана...», хотя сам был в заключении и ссылке в другом месте. 

Это было сделано потому, что он не хотел прямых отсылок к своей судьбе. Сам Заболоцкий провел годы заключения в Востоклаге (Комсомольск-на-Амуре), затем в Алтайлаге (Кулундинские степи). Магадан был взят им как некий обобщающий образ – там, на Крайнем Севере, располагались колымские лагеря. Магадан был больше на слуху, он был известен как место с самыми суровыми условиями, где выживать было сложнее всего.

[После публикации стихотворения в 1963 году, уже после смерти поэта, в Магаданской прессе было бурное обсуждение тех неточностей, которые допустил автор. Вызывали вопросы и розвальни, и наряд за мукой (неслыханная роскошь для заключенных). Не нравились кому-то и старики, скучавшие по своим хатам (таких якобы там и не было). И все же придирки постепенно утихли, потому что стихотворение все равно было больше этих незначительных деталей. И все равно передавало боль несправедливо обвиненных людей, которые готовы были умереть, лишь бы обрести свободу.]

«Фонохрестоматия»

«Слушаем актерское чтение»

Н. Заболоцкий «Где-то в поле возле Магадана»

1. Стихотворение посвящено трагической теме репрессий сталинского времени. Послушаем его. Как звучит в актёрском чтении скорбный рассказ о страданиях репрессированных?

Это стихотворение посвящено теме сталинских репрессий в 1930-1940 годы в СССР. В актерском чтении скорбный рассказ о страданиях репрессированных звучит пронзительно, печально, потому что героям ничего не остается, кроме смерти, которая помогает им освободиться.

Двое несправедливо обвиненных направляются в наряд – в город за мукой. Но они останавливаются в поле, совершенно измученные своим тюремным существованием:

«Вся душа у них перегорела

Вдалеке от близких и родных,

И усталость, сгорбившая тело,

В эту ночь снедала души их».

2.  Каковы отношения людей и природы в стихотворении Николая Заболоцкого?

Отношения человека и природы в стихотворении Заболоцкого «Где-то в поле возле Магадана» – отчужденные. Природа смотрит на мытарства и страдания людей равнодушно, без сочувствия. Она богоподобна, и ей нет дела до переживаний смертных:

«Только звезды, символы свободы,

Не смотрели больше на людей».

Поэт упоминает здесь «мистерию* Вселенной», которая недоступна двоим старикам, решившим закончить свою жизнь в этом холодном поле под светом равнодушных звезд.

[*Мистерия – мистическая практика для посвященных, тайный обряд в честь божеств. Здесь она упоминается как символ равнодушия к судьбам непосвященных, простых смертных, бедных замерзающих заключенных.]

«Дивная мистерия вселенной

Шла в театре северных светил,

Но огонь ее проникновенный

До людей уже не доходил».

• Только после смерти каторжан они могут воссоединиться с природой, потому что переходят из мира земного в небесный. Их тела остаются замерзшими в поле, а души возносятся к этим самым звездам, что равнодушно смотрели на них.

«Лишь одни созвездья Магадана

Засверкают, став над головой».

В стихотворении чувствуется настроение безысходности, печали, горячего сочувствия к судьбе людей. И сожаление о том, что лишь такой ужасной ценой люди могут освободиться от невыносимых условий; «от солдат, от их луженых глоток, от бандитов шайки воровской», от «опасностей и бед».

Несмотря на всеобщее равнодушие сил природы и человеческого мира, эти двое узников понимают друг друга, они и дают последнюю частицу человеческого тепла, разделяя участь на двоих:

«Вкруг людей посвистывала вьюга,

Заметая мерзлые пеньки.

И на них, не глядя друг на друга,

Замерзая, сели старики».

Лишь вьюга оплакивает их, лишь «сладкая дремота, в дальний край, рыдая, повела».

3. Согласны ли вы с интонациями, избранными актёром? Помогает ли музыка П. И. Чайковского воспринимать это стихотворение? Вызывает ли актёрское чтение стихотворения у вас сопереживание и сострадание?

Соглашусь с интонациями, выбранными актером – они звучат трагично, печально, сочувственно, горько, необратимо. Мы будто видим вместе с поэтом последние минуты двух несчастных людей.

На строчке «в дальний край... рыдая... повела» голос актера звучит особенно грустно, темп замедляется, возникают длинные паузы. Они заставляют задержаться на этих словах и прочувствовать случившееся.

Финал стихотворения также звучит нарочито медленно, будто все процессы замедлились. Появляется ощущение, что несчастные заключенные наконец остановились, завершили путь, дошли до своей горестной цели.

• Музыка П. И. Чайковского дополняет впечатление от стихотворения. Она помогает настроиться на нужный лад, ощутить страшное одиночество двоих идущих стариков, боль их душ.

• Актерское чтение вызывает сопереживание, сострадание, потому что Сергей Сазонтьев читает очень проникновенно, скорбно, душевно, горько. Актер убедительно и точно передает чувства лирического героя.

4. 

Выразительное чтение стихотворения (самостоятельно).

Сообщить об ошибке
Закрыть